По поводу того, когда праздновать Ивана Купалу, существует немало разногласий. Упоминают и 21 июня, и 22, и 24, и даже 7 июля. Хотя на самом деле все довольно просто.
Иван Купала - древний
праздник, посвященный летнему солнцестоянию и истинному началу лета. Так называемый Огненный Солнцеворот. Самая короткая ночь и самый длинный день. Момент этот (в зависимости от конкретного года) приходится либо с 20 на 21, либо с 21 на 22 июня. Скажем, в нынешнем году астрономическое летнее солнцестояние было 21 июня, в 3 часа 09 минут пополуночи.
День Огненного Солнцеворота всегда был одним из самых важных обрядовых праздников и много столетий отмечался практически всеми народами Европы. При этом никакого отношения ни к имени Иван, ни к слову Купала он изначально не имел. Однако в эпоху христианизации языческие праздники стали «привязывать» к религиозным датам, и ближайшей к Солнцевороту датой оказался день рождения Иоанна Крестителя - 24 июня. Не желая ни отказываться от любимой традиции, ни конфликтовать с церковью, люди объединили два события, взяв от первого суть, а от второго название. Купала (купель) - синоним слова Креститель. Следовательно, по христианской датировке, Иванов день - сегодня.
Правда, православная церковь и тут предпочитает стоять отдельно ото всех и отмечать праздники на две недели позже (из-за разницы старого и нового стилей). Поэтому в России Иванов день официально празднуется 7 июля. Но 7 июля уже настолько далеко от момента летнего солнцестояния, что праздник становится совершенно бессмысленным. Ведь смысл его - сакральный и высокий - именно в том, чтобы своими действиями «помочь» наступить лету, совместными с природой усилиями повернуть солнечное колесо и обеспечить дальнейшее правильное течение жизни.
Поэтому, оставив побоку РПЦ с ее заморочками, вернемся к истине.
Иван Купала празднуется в день летнего солнцестояния (который указан в астрономическом календаре) или, самое позднее, в день рождения Иоанна Крестителя (с 23 на 24 июня).КУПАЛЬСКИЕ ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИКУПАЛЬСКИЕ ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ
Поскольку Иванов день напрямую связан с Солнцем, жизнью и плодородием, то все, что происходило на празднике, было посвящено этим понятиям. Купалу обязательно нужно отмечать с огоньком - как в прямом, так и в переносном смысле, с любовью и искренней радостью. Солнце не терпит уныния и лжи - этим его можно оскорбить.
Венки
Венок - один из символов Солнца. Плетут их на Купалу из цветов, травы или веток. В течение всей ночи венок следует носить на своей голове, а на рассвете запустить в реку - принести в жертву. С помощью плывущего венка можно узнать свою судьбу. Лучше всего, если венок плывет беспрепятственно, а свечи, закрепленные на нем, не гаснут, значит, жизнь будет долгой и счастливой.
Так же гадают и на замужество - уплыл венок, значит, в этом году девушка замуж выйдет, за что-то зацепился - пока в девках останется, а уж если утонул - век одинокой коротать.
Хороводы
Хоровод в праздник Ивана Купалы символизировал единение, слияние мужского и женского начала и, как следствие, большое количество детишек, продолжателей рода. Кстати, в большинстве местностей купальская ночь была единственной в году, когда не порицалась супружеская измена. Считалось, что в эту ночь нельзя никому отказывать в близости, тогда не будет голода и мора. Кроме того, супруги, вступившие в брак не по любви, а по родительскому расчету, имели в эту ночь возможность быть с любимым человеком. И если в результате на свет появлялись дети, они признавались мужьями женщин как родные, вне зависимости от того, кто был биологическим отцом.
Костры
Огонь для купальских костров добывался только вручную, древним способом трения. Считалось, что такой огонь живой, он не только грел, но и защищал. Костров могло быть и несколько. Через один прыгали, на нем же гадали. А в остальных сжигали все, что ассоциировалось с нечистью, с несчастьями и бедами - солому, конские черепа. Прыжки через костер были призваны увеличить урожай - чем выше прыгнешь, тем выше будут колосья хлеба и лен. Сжигали и колеса от телег. Вернее, их поджигали и пускали по склону к реке. Если колесо не падало и горящим попадало в реку, значит, можно было ожидать богатого, обильного урожая. А вот если колесо гасло или заваливалось, то стоило опасаться голодного года.
Купания
Несмотря на то, что Иван Купала ассоциируется с Иоанном Крестителем и, соответственно, с обрядом крещения, купание как таковое тоже являлось неотъемлемым элементом праздника. Считалось, что только с Иванова дня можно безбоязненно купаться в водоемах. А до этого дня и вода слишком холодна, и русалки шалят.
Есть поверье, что если в ночь Ивана Купалы трижды окунуться с головой, то никакие болезни целый год не пристанут, никакие хвори не одолеют. А еще в эту ночь вода смывает обиды, сглазы, усталость и ложь. После купания у человека на некоторое время появляется особое зрение, которое помогает ему увидеть мир таким, какой он есть на самом деле.
Лекарственные травы
До сих пор считается, что травы, собранные в день Ивана Купалы, а особенно на рассвете и на закате, обладают особой волшебной и целительной силой. Только надо помнить, что собирают травы, покрытые росой.
Кстати, отправляясь в лес, первым делом нужно сорвать пучок зверобоя и заткнуть его за пояс или положить за пазуху - это должно защитить от нечисти, которая тоже не прочь покуролесить и отметить праздник.
Цветущий папоротник
Еще один символ купальской ночи - цветущий папоротник. Считается, что тот, кто увидит, как он расцветает, станет обладателем сокровенного знания - ему будут ведомы все клады, зарытые в окрестностях. Правда, современные ботаники утверждают, что папоротник цвести не может. Но легенда красивая, и многие в нее искренне верят.
Тем, кто решит испытать судьбу и обогатиться, стоит помнить, что папоротник и клады тщательно охраняются нечистью. И чтобы раздобыть клад, надо не только сорвать цветок, его еще надо суметь удержать в руках, вынести из леса как можно быстрее. А если споткнуться, уронить заветный цветочек, то тут же все забудешь. Да и нападения нечисти стоит опасаться - если догонят, то погубят. Искатели цветка папоротника издревле надевали наизнанку какую-то одну вещь - чтобы запутать лешего и не дать ему поглумиться.