Как утомляет симулировать нормальность... (с)
Итак, он официально утвержден - "Список из 100 лучших книг, рекомендованных школьникам для внеклассного чтения".
Из названия следует, что:
а) в списке собраны исключительно шедевры литературы (лучшие книги)
б) в основную школьную программу они не входят.
Глянем...
СПИСОК
По ознакомлении немедленно возникают вопросы.
Что вообще сейчас проходят в школе, если Симонов, Фадеев, Полевой и Гайдар - это внеклассное чтение?
Почему лучшими книгами считаются исключительно книги отечественных авторов? Или вся зарубежная литература - полный мусор?
Почему в список любовно внесена публицистика, известная лишь специалистам (и, собственно, только им же и интересная), но при этом крайне мало непосредственно детской литературы?
Почему ради туевой хучи эпосов пожертвовано прекрасной поэзией, фантастикой, приключениями?
...Хотя вопросы, безусловно, риторические. Ответ на них очевиден. Список - очередная отрыжка гоп-кампании по развитию у подрастающего поколения "чувства патриотизма, самодержавности и православного мышления".
В целом ситуация радует и огорчает одновременно.
Причину для радости очень точно сформулировал замечательный Григорий Остер: «Детей нельзя заставлять читать. Я бы не хотел попасть ни в какой список для чтения, пусть даже внеклассного или самостоятельного. Я бы предпочел, чтобы мои книги детям запрещали. Только тогда есть надежда, что их прочтут».
А огорчает то, что большая часть списка - действительно шедевры. Жаль, если благодаря "рекомендациям" дети их тоже не прочитают.
Из названия следует, что:
а) в списке собраны исключительно шедевры литературы (лучшие книги)
б) в основную школьную программу они не входят.
Глянем...
СПИСОК
По ознакомлении немедленно возникают вопросы.
Что вообще сейчас проходят в школе, если Симонов, Фадеев, Полевой и Гайдар - это внеклассное чтение?
Почему лучшими книгами считаются исключительно книги отечественных авторов? Или вся зарубежная литература - полный мусор?
Почему в список любовно внесена публицистика, известная лишь специалистам (и, собственно, только им же и интересная), но при этом крайне мало непосредственно детской литературы?
Почему ради туевой хучи эпосов пожертвовано прекрасной поэзией, фантастикой, приключениями?
...Хотя вопросы, безусловно, риторические. Ответ на них очевиден. Список - очередная отрыжка гоп-кампании по развитию у подрастающего поколения "чувства патриотизма, самодержавности и православного мышления".
В целом ситуация радует и огорчает одновременно.
Причину для радости очень точно сформулировал замечательный Григорий Остер: «Детей нельзя заставлять читать. Я бы не хотел попасть ни в какой список для чтения, пусть даже внеклассного или самостоятельного. Я бы предпочел, чтобы мои книги детям запрещали. Только тогда есть надежда, что их прочтут».
А огорчает то, что большая часть списка - действительно шедевры. Жаль, если благодаря "рекомендациям" дети их тоже не прочитают.
Георгий Владимирович (сын В.И.) - профессор Йельского уиверситета, евразиец.
Не рановато ли детишкам?
Сама разного рода спискам (в смысле:"чо бы почитать?") никогда не следовала.
Ребенком таскала книги из дедовой библиотеки - посему с дошкольного возраста
читать мне гораздо привычнее было с ять и ёръ.
Помню мой любимый сборник сказаний европейских народов (с цветными гравюрами):
сказки-страшилки - Роберт-Дьявол, СидЪ, Верный Генрих, Гензель и Гретель.
И Гумилёва прочла до школы (у деда сохранился).
Представьте испуг классной (75-й!) когда я вдуг начала (наизусть!) читать сверстникам
"Жирафа", "Фарфоровый павильон", "Барабанный бой племени Бурну", "Три жёны мандарина" и "Капитанов" u.s.w...?
Но Мопассана прочла позже, лет где-то в 12 (т.к. у деда он был на языке оригинала))).
Я знаю, кто такой Георгий Вернадский. Я даже читала эту его работу (правда, ниасилила и бросила). Знак вопроса просто выражает мое удивление по поводу подобной литературы в списке.
А вопроса "чо бы почитать" передо мной в детстве вообще не стояло, поскольку в моем распоряжении была вся городская детская библиотека с мамой-заведующей.
Хотя ... списки были и по программе, и по внеклассному...)))
Помню свою беспомощность и невнятное лепетанье когда "в один прекрасный день" меня вызвали к доске...
Вопрос (без шансов для меня): "Третий сон Веры Павловны".))) Программное.
Внеклассное чтение ? В десятом пришлось учить поэмы Егора Исаева ("Даль памяти", "Суд памяти"), штудировать роман Олега Куваева "Территория".
Перестройка началась - изучали "Котлован" и "Чевенгур". Я не воспринимала этого.
Тебе еще повезло. Мне вообще на экзамене "Война и мир" попался. Вот это была подлянка так подлянка.
пришлось учить поэмы Егора Исаева
"Пришлось"? В смысле - из-под палки? Я "Суд памяти" почти целиком выучила по собственной инициативе, потому что мне эта вещь, честно говоря, очень нравится. Я с ней даже стала лауреатом областного чтецкого конкурса. ))) Правда, это было уже в студенческие годы...
А по "Чевенгуру" меня мой первый режиссер гонял, хотел сделать что-то типа мини-композиции. Но - не пошло как-то. Наверное, тоже "не воспринимала". Тем не менее, вступительная фраза: "Вечером в степи начался дождь и прошел краем мимо Чевенгура, оставив город сухим. Чепурный этому явлению не удивился, он знал, что природа не мочит город в ненужное время" - до сих пор в мозгу намертво сидит. )))
А на выпускном - как сейчас помню: "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды" ( по "Войне и миру", противопоставление Наполеона и Кутузова).
Я так обрадовалась этому вопросу! ))) Отвечала на "Ура". Классная чуть не лопнула от гордости за меня.
"Пришлось"? В смысле - из-под палки? Я "Суд памяти" почти целиком выучила...
Не из под палки - и сейчас могу процитировать. Просто... много времени ушло на эту поэму. А я уже к вступительным готовилась - высшая алгебра там, физика.)))
Ведь"Суд памяти" - мы как раз ставили. Такая поэтически - художественная постановка с элементами танца... нечто вроде "контактной импровизации".)))
Черные гравюры в качестве декораций (из книги* увеличили). Чёрной туши ушло на это дело...))) Черные трико, каски... Я там по-немецки шпрехала. Фотки где-то должны быть.
* Простого издания не нашлось. Пришлось всему классу в "Молодой гвардии" подарочное покупать - дорогое, с гравюрами.
А уж я-то как обрадовалась... Вообще, мой выпускной экзамен по литературе - это нечто. Сперва был тот же самый вопрос, ага. Я сказала, что ответить на него не могу, поскольку с тем, что написано в учебнике, я не согласна, а мое собственное мнение, боюсь, никому не понравится. ))) (Хорошо еще, что в этот момент из экзаменаторов в классе присутствовали только наша литераторша и молоденькая секретарша. Самая противная дама из комиссии - зам по внеклассной работе, непробиваемо-кондовая особа, повернутая на идеологии - как раз куда-то слиняла.) Тогда меня попросили высказаться на тему "жизненных исканий Пьера Безухова". Я ответила в том плане, что, по моему глубокому убеждению, Пьер был попросту великовозрастный дурак, и если Толстой считал его своим любимым героем, то, вполне вероятно, видел в этом персонаже себя самого. Дальше - картина маслом. Литераторша воровато оглянулась на секретаршу и вполголоса обронила: "Я тоже так думаю". И мы перешли ко второму вопросу билета. Там были русские женщины Некрасова, и все прошло отлично. За экзамен мне поставили пять. )))
Вот это мрак! Я бы как ты - ответить не решилась.)))
Правда, формулировка была, помнится, немного иная: "Духовные искания Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого "Война и мир".
Пьер... недорослью был, это верно.))) Но по-моему, это Бондарчук его превратил (окончательно) в великовозрастного идиота.
У Толстого Пьер хоть языки знает, а в фильме Пьер и старый до ужаса, и по-русски говорит с сильным южнорусским акцентом.
Угробил персонаж, не дал роль кому следовало.
Зато на доп. вопрос о Болконском сказала... что он желчный мизантроп (счастье, что погиб на поле брани - в батюшку бы пошёл...))).
"Чем батюшка Н.А. не угодил ? " - (спросили меня). Я их Буниным вдарила промеж глаз: его "Иоанн Рыдалец" - там как раз про князя Болконского-старшего, вылитый он!
А откровения на экзамене - это что, традиция? Дети выросли, можно "и по душам"?
Мой второй вопрос был по Маяковскому. Я знала всё, отвечала "как надо". )))
Но тон ответа видимо был...
Тут историчка наша (была в комиссии) и говорит: " Я тоже не люблю Маяковского, а Бунин чудесен!"
(И это в пору, когда Ивана Андреевича не издавали вообще - табу).