Как утомляет симулировать нормальность... (с)
Уже давно лежит у меня этот материал десятилетней давности, скопированный однажды на каком-то формульном ресурсе (увы, привычку сохранять копирайты я приобрела позже). Материал хороший, но вызывающий ряд вопросов, которые я не преминула озвучить...

1. ЧЕРНЫЙ УИК-ЭНД 1994-го
ПОДОБНОЕ, конечно же, случалось и раньше.
Но с момента последней смерти гонщика на Гран-при к тому моменту прошло уже целых двенадцать лет, да и работа экспертов по безопасности ФИА вроде бы была неплохой и не вызывала серьезных нареканий. А представители поколения гонщиков, которых называли "гладиаторами асфальта", гонщиков, знавших, что каждый следующий старт запросто может оказаться последним, давно ушли на пенсию. Так что никто морально не был готов к подобной ситуации.
Однако ужаснее всего то, что трагедии вполне следовало ожидать. Ибо она стала логичным результатом сочетания двух составляющих: мощных и быстрых, но плохо управляемых болидов с аэродинамикой, позволяющей проходить некоторые повороты с ускорением 3,5-4,0g, и недостаточно безопасных трасс. Причем ожидать трагедии следовало именно в Имоле - на скоростной итальянской трассе, шедшей в календаре чемпионата третей, после относительно спокойных по характеру "Интерлагоса" и "Танаки". Автодром имени Энцо и Дино Феррари - трасса с двумя скоростными поворотами, не оборудованными ни зонами выбега, ни защитой из рядов использованных покрышек, ни нормальными гравийными ловушками. Один из этих поворотов - "Тамбурелло" - уже не раз становился местом жутких аварий и не был переделан или оснащен чем-либо из вышеперечисленного только из-за того, что прежде никто из гонщиков не находил там свою смерть…
Большой текст с фото
"ПЕРВЫЙ звонок" раздался пятницу, 29 апреля. Во время квалификационной сессии дебютант команды "Джордан", двадцатидвухлетний бразилец Рубенс Баррикелло, потерял контроль над машиной и ударился об отбойник. Свидетели аварии могли наблюдать картину, достойную фильма ужасов - "Джордан" взлетел в воздух более чем на метровую высоту, затем спикировал носом вниз и опрокинулся. Гонщик с переломами ребер и травмами лица был отправлен в госпиталь "Маджоре". Вечером Баррикелло навестил в больнице Айртон Сенна. Как сказал потом Рубенс, Айртон был сильно расстроен и переживал аварию своего соотечественника "словно свою". Вряд ли в этот момент он что-то предчувствовал. Скорее, действительно, просто волновался за молодого земляка.
СУББОТА, 30 апреля. Вторая квалификационная сессия. В 13:18 болид команды "Симтэк" несется прямо в бетонную стену в повороте "Вильнев". Происходит удар такой силы, что разбитую машину вместе с гонщиком протащило еще две сотни метров до следующего поворота "Тоза". Перед входом в поворот на скорости в
313 км/ч у "Симтэка", которым управлял 33-летний Роланд Ратценбергер, не выдержав аэродинамической нагрузки, разрушилось переднее антикрыло. Которое, к тому же (правда, достоверно этого так и не удалось определить), получило повреждения на предыдущем круге, при небольшом вылете австрийца в повороте "Аква Минерале".
За ничтожную пару десятков метров, что отделяли машину от бетонной стены, Ратценбергер сумел сбросить скорость до 283 км/ч. Страшный удар разворотил левую сторону болида, и, хотя монокок остался невредим, подбежавшие к остановившейся машине спасатели и маршалы увидели залитый кровью шлем.
Первая бригада медиков прибыла меньше чем через минуту, но попытки реанимировать австрийца прямо на месте, без специального оборудования, увы, оказались безуспешными. Для справки: реанимация человека возможна лишь в течение пяти, максимум шести минут, после чего в коре головного мозга, которую не питает кислород, наступают необратимые изменения, ведущие к прекращению жизни. И когда в 13:25 Ратценбергера (или все что от него осталось) погрузили в машину "скорой помощи" и отправили в медицинский центр автодрома, эти самые пять-шесть минут уже давно прошли. Так что врачам все того же госпиталя "Маджоре", куда потом был доставлен австриец, оставалось лишь констатировать его смерть. И хотя это, в сущности, произошло еще на трассе, организаторы Гран-при указали в официальном отчете, что гонщик умер по дороге в больницу. (Кстати, в этот же день в аварию попал еще один гонщик (не помню фамилии, надо еще раз видеозапись посмотреть). Он не пострадал, только сильно разбил машину, но это был уже третий серьезный инцидент подряд! – РД.)
А ПОТОМ наступило воскресенье, 1 мая.
11:00. Гонщики проводят совещание, на котором обсуждается сложившаяся ситуация. Сенна высказывается за то, чтобы в гонках не использовалась "машина безопасности", так как ее низкая скорость не способствует должному прогреву резины. Его многие поддерживают… и решают отложить этот вопрос.
13:50. Болиды уже на стартовой решетке. На первой линии - "Вильямс" Айртона Сенны и "Бенеттон" Михаэля Шумахера - его основного соперника. Соперника неожиданного, так как перед началом сезона все прогнозы делались в пользу трехкратного чемпиона мира. Однако и Бразилия, и Аргентина остались за молодым немцем. Сенна же не смог завершить ни одну из этих гонок, хотя оба раза выиграл у Шумахера в квалификациях. Сегодня ситуация странным образом повторялась…
14:00. Старт. И одновременно с погасшими красными огнями светофора внезапно глохнет мотор на "Бенеттоне" Лехто. (Это первая гонка Джи-Джи в сезоне, он только что оправился после аварии, случившейся с ним на зимних тестах. – РД). Сзади в него врезается Лами на "Лотусе". (Поразительно: Лехто стоял четвертым, а Лами - аж десятым! И все равно не смог увернуться. – РД). Обломки двух машин усеивают трассу, течет масло, оторвавшиеся колеса, перелетев через защитные заграждения, падают на трибуны… и ранят девятерых (!) человек, один из которых несколько дней проведет в реанимации. (Думаю,
после этого момента уже и козе было понятно, что гонку проводить нельзя. Но ведь автоспорт - это бизнес. – РД). На трассе появляются желтые флаги и пресловутый пейс-кар.
Пять кругов болиды проходят в прогревочном режиме. Наконец, последствия аварии ликвидированы. По крайней мере, так было заявлено администрацией автодрома. Тем не менее, на асфальте все же остаются лежать мелкие обломки. Потом их назовут одной из возможных причин случившегося. (Обломки действительно были, это даже по телевизору видно, но другие по ним благополучно проехали… и ничего. – РД). Пока же пейс-кар отправляется в боксы. Рестарт.
14:15. Шестой (а точнее - первый боевой) круг. Сенна сохраняет лидерство, но Шумахер висит у него на хвосте. Два болида начинают стремительно отрываться от остальных.
14:17. Айртон Сенна уходит на седьмой круг (второй после рестарта). Через 11 секунд после пересечения круговой отметки его "Вильямс" уже в самом сердце поворота "Тамбурелло".
Итак, 11 секунд. Сенна в "Тамбурелло". Его скорость в этот момент достигает 310 км/ч, а боковое ускорение - своего максимума (3,62g). И на записи сделанной камерой, установленной слева от верхнего воздухозаборника, видно, как голова Сенны вдруг резко уходит вниз, а машина, выравниваясь, идет прямо на бетонную стену! (На телевизионной записи этого не заметно. – РД).
Как заявили позже, не выдержав нагрузки, сломалась рулевая колонка. Повернуть болид уже невозможно. И Сенна тут же сбрасывает газ, пытаясь остановиться или хотя бы уменьшить скорость. По данным телеметрии, уже через 0.2 секунды его скорость меньше на 5 км/ч, дроссельная заслонка открыта только на 60%, а боковое ускорение падает почти до нуля, ведь машина движется по прямой.
11.5 секунды. Дроссель закрыт, скорость падает до 303 км/ч. Фронтальное ускорение становиться отрицательным (это Сенна начинает отчаянно тормозить).
11.6 секунды. Скорость 299 км/ч.
11.8 секунды. Скорость 274 км/ч. Отрицательное ускорение достигает максимума.
11.9 секунды. Скорость 268 км/ч.
12.2 секунды. Скорость падает до 231 км/ч, но асфальт заканчивается, за ним остается всего-то 20 метров травы и гравия.
12.5 секунды. Поскольку полотно трассы находится выше гравия, то пилот не может продолжить торможение. На какой-то неуловимый миг машина зависает в воздухе.
12.8 секунды. На скорости 188 км/ч, под углом около 22° бело-синий "Вильямс" с номером "2" на обтекателе врезается в стену. Куски машины, подобно шрапнели, бомбардируют все вокруг. Только каким-то чудом они не задевают влетевший через мгновение в поворот "Тамбурелло" голубой "Бенеттон".
14:18. Гонка остановлена. К месту аварии несутся санитарные машины. И сначала всем кажется, что все обошлось. На первый взгляд монокок цел, и пилот даже слегка покачивает головой.
(Голова и правда один раз качнулась. Болид накренился, потому что вытекало масло. – РД).
14:19. Взорам спасателей открывается страшная картина. Отлетевший при аварии элемент подвески оказался подобен пуле, выпущенной из ружья. (Это был маленький кусочек металла, а не колесо, как иногда говорят. На снимке видно, что удар пришелся точно под верхнюю кромку забрала. – РД). Пройдя шлем насквозь, он пробил голову пилота, вызвав большую потерю крови и части мозговой субстанции. Но помимо этого - ставшего фатальным - повреждения, Сенна получил и другие черепномозговые травмы, вызванные ударом о бетонное ограждение.
14:35. Сенну укладывают на носилки и относят в вертолет. Время неумолимо уходит. (Почти двадцать минут медики пытались реанимировать его на месте. Думаю, они правильно делали. Довезти Айртона живым до госпиталя в любом случае не успели бы даже вертолетом. Был только один шанс сохранить ему жизнь - заставить сердце биться немедленно. Но без оборудования это вновь не получилось. - РД).
14.45. Вертолет доставляет Сенну в клинику "Маджоре". Там врачам вскоре удается запустить сердце пилота. Но результаты томографии мозга показывают, что он уже мертв.
Тем временем искореженный болид увозят с трассы. С асфальта тщательно смывают кровь и машинное масло.
14:50. Гонка возобновляется.
В 16:10 ее уверенно выигрывает Михаэль Шумахер. (Этой подиумной фотографии ему никогда не простят. Она всегда приводится в качестве «последнего аргумента». Правда, на ней скромненько отрезан Мика Хаккинен - стоящий слева и, естественно, тоже улыбающийся. Хотя почему, собственно, молодые люди не могут радоваться своему успеху? Тем более что о смерти Айртона в тот момент знали лишь врачи. Официально объявили об этом, если не ошибаюсь, через двое суток… А вообще, подиум был, конечно, красноречив: Шумахер, Хаккинен и Ларини (пилот Феррари). Прямо-таки олицетворение новой эпохи. – РД).
ПЕРЕД гонкой Сенна говорил, что не хотел бы сегодня стартовать. Не из-за каких-либо предчувствий или опасений за свою жизнь - нет. Просто он считал, что проводить гонку после гибели Ратценбергера с моральной точки зрения неправильно. Но не выйти на старт он не мог. Во-первых, вряд ли руководство команды позволило бы это сделать. А во-вторых, он находился под давлением побед Шумахера и ему необходимо было доказать и самому себе, и окружающим, что он может победить в любых условиях. И, как позже выяснится, эту свою возможную победу Сенна хотел посвятить погибшему Роланду - в кокпите его разбитого "Вильямса" был найден свернутый австрийский флаг.
2. ТЕМНОЕ ДЕЛО
ВЕРСИЙ по поводу причины трагедии, произошедшей 1 мая 1994 года, было высказано невероятное множество. Основными считаются следующие: неисправность рулевого управления, медленный прокол одной из передних шин в результате наезда на оставшийся на трассе обломок, падение давления в шинах и, разумеется, ошибка пилота.
Наиболее правдоподобной, однако, представляется первая версия.
К тому же, именно она была установлена независимой экспертизой и признана итальянским судом, рассматривавшим дело о гибели Сенны. По этому делу, в качестве обвиняемых в непредумышленном убийстве (аналогом этого преступления в уголовном законодательстве РФ является причинение смерти по неосторожности) проходили шесть человек: Фрэнк ВИЛЬЯМС (хозяин команды "Вильямс"), Патрик ХЕД (совладелец команды и ее технический директор), Эдриан НЬЮИ (главный конструктор команды), Роланд БРЮЙНСРАД (директор гонки), Федерико БЕНДИНЕЛЛИ (директор автодрома) и Джорджо ПОДЖИ (совладелец автодрома). Расследование дела, его рассмотрение и рассмотрение апелляции прокурора длилось более пяти лет. Судом были установлены следующие факты:
- трагедия произошла из-за того, что сломалась рулевая колонка;
- рулевая колонка сломалась из-за того, что была "модернизирована";
- ни трасса, ни какой-либо ее дефект не явились причиной трагедии.
В соответствии с третьим фактом, обвинения, за отсутствием состава преступления, были сняты с Роланда Брюйнсрада (а в его лице и с ФИА), а также с владельцев автодрома.
С Фрэнка Вильямса обвинение было снято из-за того, что он не был лицом, ответственным за техническую сторону работы команды.
Соответственно, единственными обвиняемыми оставались Патрик Хед и Эдриан Ньюи, которые как раз и отвечали за техническую составляющую. Но и они были оправданы. Во-первых, несмотря на то, что "модернизация" не была обычной рутиной процедурой, ни Патрику Хеду, ни Эдриану Ньюи не было необходимости лично в ней участвовать. "Модернизация" была проведена высококвалифицированным техническим персоналом команды, которому и Хед, и Ньюи вполне имели право поручить эту операцию. Во-вторых, даже если Хед и Ньюи были ответственны за принятое решение о "модернизации" рулевой колонки, это еще не значило, что они были ответственны за то, что колонка сломалась. Они приняли решение, как было сказано, "настолько внимательно, насколько должны были, и никто из них не проявил при этом небрежности".
ЧТО ЖЕ представляла собой "модернизация" рулевой колонки, проведенная командой "Вильямс" на машине бразильца?
Перед началом сезона и после первых двух проигранных гонок Айртон Сенна жаловался руководству не только на плохую управляемость "Вильямса", лишенного, по новым правилам, "электронных помощников", но и на то, что в кокпите его ногам не хватает места. В частности ему мешал механизм рулевого управления. В "Вильямсе" нашли дешевое и сердитое решение этой проблемы. Было решено уменьшить диаметр проходившей по кокпиту центральной части рулевого механизма с 22-х до 18-ти миллиметров. В итоге именно на месте крепления этой узкой части и произошел слом. Кстати, во время суда представители команды утверждали, что рулевая колонка, сломалась не до, а после аварии, то есть, В РЕЗУЛЬТАТЕ удара об ограждение.
Основной же причиной трагедии, по их мнению, стала ошибка самого Айртона Сенны, который, стремясь оторваться от преследователя, вошел в поворот на слишком большой скорости, а затем, естественно, был вынужден очень резко ее сбросить, из-за чего машина потеряла значительную часть прижимной силы, стала неуправляемой и полетела прямиком в стену.
А ТЕПЕРЬ о том, как проходил сам судебный процесс.
Чем он, в первую очередь, запомнился, так это огромным давлением, которое оказывалось на судью Антонио Костанцо и со стороны ФИА, и со стороны чиновников итальянского автоклуба и даже… со стороны руководства команды "Бенеттон", угрожавшего, что в случае осуждения обвиняемых, их команда не будет принимать участия в гонках на территории Италии.
Да и многие другие тоже не особо помогали суду в установлении фактов. Например, Деймон Хилл (в ту пору - второй пилот "Вильямса"), вызванный в суд для дачи показаний, проявил себя большим знатоком ситуации. Он упорно убеждал судей и общественность в том, что причиной аварии является не какая-либо техническая неисправность самого болида, а падение давления в шинах. Причиной этого, в свою очередь, он называл пять кругов, проведенных болидами за машиной безопасности, в результате чего резина остыла сильнее обычного. При этом обстоятельств самой аварии Хилл припомнить так и не смог, что, в общем-то, неудивительно, ибо непосредственным ее свидетелем он не был. Правда, имелся и "непосредственный свидетель". Был человек, видевший катастрофу. Можно сказать, единственный, видевший ее собственными глазами от самого начала до самого конца. По той простой причине, что в ту минуту он находился к Сенне ближе всех. Но Михаэль Шумахер отказался от участия в процессе, заявив, что "к сожалению, ничем не может быть полезен суду, поскольку в момент аварии был занят пилотированием собственного болида и ничего вокруг не замечал". (Он врал. Единственная запись того самого «момента аварии», многократно показанная телевидением в процессе вынужденной паузы в трансляции, сделана камерами именно его машины. А поскольку камеры тогда были расположены немного иначе, чем сейчас, то они захватывали и отражение самого пилота в боковом зеркале. И на замедленном повторе очень даже хорошо видно, как Шумахер поворачивает голову, провожая взглядом срывающийся с трассы «Вильямс». - РД).
20 АПРЕЛЯ 2004 ГОДА, в канун десятилетней годовщины событий в Имоле, итальянская прокуратура объявила, что возобновляет расследование по делу Сенны. Что же касается смерти Ратценбергера, то никакого уголовного дела по этому поводу не возбуждалось вообще и обстоятельства его гибели на сегодняшний день практически забыты.
..............................................................................................................
Как уже сказано, с одной стороны - материал весьма конкретный, с другой стороны - столь же неоднозначный. Особенно в том, что касается выводов, сделанных в результате расследования и с которыми явно согласен автор.
СОБСТВЕННО, ВОПРОСЫ1. «Трагедия произошла из-за того, что сломалась рулевая колонка».
Допустим, причиной аварии действительно стала рулевая колонка. Руководство «Вильямса», правда, это отрицало, но и неудивительно. Даже гениальному Ньюи не в кайф признаться, что он отправил на тот свет трехкратного чемпиона мира. (Кстати, руководители команд, наперебой перехватывающие друг у друга сего господина, как-то забывают об этом. Рискуют, однако.) Хотя колонка и впрямь могла сломаться ПОСЛЕ, а не ДО. Разве это можно абсолютно точно установить? Но, повторяю: допустим, - установлено.
2. «Рулевая колонка сломалась из-за того, что была модернизирована».
Более чем нелепое утверждение. Любой адвокат не оставит от него камня на камне. Что значит: «сломалась потому, что была модернизирована»? Иными словами: «если б не была модернизирована - не сломалась бы»? Но это, простите, - домысел, а не факт, потому что неизвестно, что было бы, если бы колонка была стандартного диаметра. А вдруг сломалась бы все равно? Кто это может теперь знать? Домысел, друзья мои. Домыслы судом не принимаются. И потом, почему поломку должно было вызвать именно уменьшение диаметра? А если заводской брак? Некачественный материал? И кстати, версия преднамеренного убийства, насколько мне известно, не рассматривалась на процессе даже гипотетически.
А если все же нарушение конструктивных параметров было столь радикальным, что просто не могло не привести к аварии, то возникает закономерный вопрос: почему Сенна сел в такую машину? Почему он отправился в гонку, зная, что, скорее всего, не доедет до финиша? Можно быть фанатом своего дела, но нельзя же быть самоубийцей! Желая победить во что бы то ни стало, Айртон не мог не понимать, что, разбившись, он победы не добьется… Или, может быть, он НЕ ЗНАЛ о проведенных изменениях? Предположим, команда не поставила его в известность (это, кстати, весьма характеризует и команду, и пилота, к которому в команде так относятся). Но почему он не проверил машину сам? Тот же Шумахер (при всем его доверии к механикам) перед гонкой каждую заклепку на своем болиде не только лично ощупывал, но, кажется, даже обнюхивал…
3. «Ни трасса, ни какой-либо ее дефект не явились причиной трагедии».
А как же отсутствие на ней нормальной системы безопасности? Аварию бы она не предотвратила, но предотвратила бы летальный исход. Однако виноватых в неподготовленности автодрома к гонке тоже сочли нужным не найти. Почему? Только потому, что Бриаторе пальцы загнул? А у него-то какой был во всем этом интерес?
Короче, воистину - дело ясное, что дело темное. И вряд ли на эти вопросы мы когда-нибудь узнаем ответы. Расследование, видишь ли, возобновили… через десять лет. Но вот уже и двадцать лет прошло - и что? Что можно обнаружить спустя столько времени, когда даже вещественные доказательства (болид вместе со злосчастной колонкой) уже давно уничтожены? Когда перестроена трасса? Бессмыслица.
ТЕМНОЕ ДЕЛО о ЧЕРНОМ УИК-ЭНДЕ

1. ЧЕРНЫЙ УИК-ЭНД 1994-го
ПОДОБНОЕ, конечно же, случалось и раньше.
Но с момента последней смерти гонщика на Гран-при к тому моменту прошло уже целых двенадцать лет, да и работа экспертов по безопасности ФИА вроде бы была неплохой и не вызывала серьезных нареканий. А представители поколения гонщиков, которых называли "гладиаторами асфальта", гонщиков, знавших, что каждый следующий старт запросто может оказаться последним, давно ушли на пенсию. Так что никто морально не был готов к подобной ситуации.
Однако ужаснее всего то, что трагедии вполне следовало ожидать. Ибо она стала логичным результатом сочетания двух составляющих: мощных и быстрых, но плохо управляемых болидов с аэродинамикой, позволяющей проходить некоторые повороты с ускорением 3,5-4,0g, и недостаточно безопасных трасс. Причем ожидать трагедии следовало именно в Имоле - на скоростной итальянской трассе, шедшей в календаре чемпионата третей, после относительно спокойных по характеру "Интерлагоса" и "Танаки". Автодром имени Энцо и Дино Феррари - трасса с двумя скоростными поворотами, не оборудованными ни зонами выбега, ни защитой из рядов использованных покрышек, ни нормальными гравийными ловушками. Один из этих поворотов - "Тамбурелло" - уже не раз становился местом жутких аварий и не был переделан или оснащен чем-либо из вышеперечисленного только из-за того, что прежде никто из гонщиков не находил там свою смерть…
Большой текст с фото

СУББОТА, 30 апреля. Вторая квалификационная сессия. В 13:18 болид команды "Симтэк" несется прямо в бетонную стену в повороте "Вильнев". Происходит удар такой силы, что разбитую машину вместе с гонщиком протащило еще две сотни метров до следующего поворота "Тоза". Перед входом в поворот на скорости в

За ничтожную пару десятков метров, что отделяли машину от бетонной стены, Ратценбергер сумел сбросить скорость до 283 км/ч. Страшный удар разворотил левую сторону болида, и, хотя монокок остался невредим, подбежавшие к остановившейся машине спасатели и маршалы увидели залитый кровью шлем.
Первая бригада медиков прибыла меньше чем через минуту, но попытки реанимировать австрийца прямо на месте, без специального оборудования, увы, оказались безуспешными. Для справки: реанимация человека возможна лишь в течение пяти, максимум шести минут, после чего в коре головного мозга, которую не питает кислород, наступают необратимые изменения, ведущие к прекращению жизни. И когда в 13:25 Ратценбергера (или все что от него осталось) погрузили в машину "скорой помощи" и отправили в медицинский центр автодрома, эти самые пять-шесть минут уже давно прошли. Так что врачам все того же госпиталя "Маджоре", куда потом был доставлен австриец, оставалось лишь констатировать его смерть. И хотя это, в сущности, произошло еще на трассе, организаторы Гран-при указали в официальном отчете, что гонщик умер по дороге в больницу. (Кстати, в этот же день в аварию попал еще один гонщик (не помню фамилии, надо еще раз видеозапись посмотреть). Он не пострадал, только сильно разбил машину, но это был уже третий серьезный инцидент подряд! – РД.)
А ПОТОМ наступило воскресенье, 1 мая.
11:00. Гонщики проводят совещание, на котором обсуждается сложившаяся ситуация. Сенна высказывается за то, чтобы в гонках не использовалась "машина безопасности", так как ее низкая скорость не способствует должному прогреву резины. Его многие поддерживают… и решают отложить этот вопрос.

14:00. Старт. И одновременно с погасшими красными огнями светофора внезапно глохнет мотор на "Бенеттоне" Лехто. (Это первая гонка Джи-Джи в сезоне, он только что оправился после аварии, случившейся с ним на зимних тестах. – РД). Сзади в него врезается Лами на "Лотусе". (Поразительно: Лехто стоял четвертым, а Лами - аж десятым! И все равно не смог увернуться. – РД). Обломки двух машин усеивают трассу, течет масло, оторвавшиеся колеса, перелетев через защитные заграждения, падают на трибуны… и ранят девятерых (!) человек, один из которых несколько дней проведет в реанимации. (Думаю,

Пять кругов болиды проходят в прогревочном режиме. Наконец, последствия аварии ликвидированы. По крайней мере, так было заявлено администрацией автодрома. Тем не менее, на асфальте все же остаются лежать мелкие обломки. Потом их назовут одной из возможных причин случившегося. (Обломки действительно были, это даже по телевизору видно, но другие по ним благополучно проехали… и ничего. – РД). Пока же пейс-кар отправляется в боксы. Рестарт.
14:15. Шестой (а точнее - первый боевой) круг. Сенна сохраняет лидерство, но Шумахер висит у него на хвосте. Два болида начинают стремительно отрываться от остальных.

Итак, 11 секунд. Сенна в "Тамбурелло". Его скорость в этот момент достигает 310 км/ч, а боковое ускорение - своего максимума (3,62g). И на записи сделанной камерой, установленной слева от верхнего воздухозаборника, видно, как голова Сенны вдруг резко уходит вниз, а машина, выравниваясь, идет прямо на бетонную стену! (На телевизионной записи этого не заметно. – РД).
Как заявили позже, не выдержав нагрузки, сломалась рулевая колонка. Повернуть болид уже невозможно. И Сенна тут же сбрасывает газ, пытаясь остановиться или хотя бы уменьшить скорость. По данным телеметрии, уже через 0.2 секунды его скорость меньше на 5 км/ч, дроссельная заслонка открыта только на 60%, а боковое ускорение падает почти до нуля, ведь машина движется по прямой.
11.5 секунды. Дроссель закрыт, скорость падает до 303 км/ч. Фронтальное ускорение становиться отрицательным (это Сенна начинает отчаянно тормозить).

11.6 секунды. Скорость 299 км/ч.
11.8 секунды. Скорость 274 км/ч. Отрицательное ускорение достигает максимума.
11.9 секунды. Скорость 268 км/ч.
12.2 секунды. Скорость падает до 231 км/ч, но асфальт заканчивается, за ним остается всего-то 20 метров травы и гравия.
12.5 секунды. Поскольку полотно трассы находится выше гравия, то пилот не может продолжить торможение. На какой-то неуловимый миг машина зависает в воздухе.
12.8 секунды. На скорости 188 км/ч, под углом около 22° бело-синий "Вильямс" с номером "2" на обтекателе врезается в стену. Куски машины, подобно шрапнели, бомбардируют все вокруг. Только каким-то чудом они не задевают влетевший через мгновение в поворот "Тамбурелло" голубой "Бенеттон".
14:18. Гонка остановлена. К месту аварии несутся санитарные машины. И сначала всем кажется, что все обошлось. На первый взгляд монокок цел, и пилот даже слегка покачивает головой.

14:19. Взорам спасателей открывается страшная картина. Отлетевший при аварии элемент подвески оказался подобен пуле, выпущенной из ружья. (Это был маленький кусочек металла, а не колесо, как иногда говорят. На снимке видно, что удар пришелся точно под верхнюю кромку забрала. – РД). Пройдя шлем насквозь, он пробил голову пилота, вызвав большую потерю крови и части мозговой субстанции. Но помимо этого - ставшего фатальным - повреждения, Сенна получил и другие черепномозговые травмы, вызванные ударом о бетонное ограждение.
14:35. Сенну укладывают на носилки и относят в вертолет. Время неумолимо уходит. (Почти двадцать минут медики пытались реанимировать его на месте. Думаю, они правильно делали. Довезти Айртона живым до госпиталя в любом случае не успели бы даже вертолетом. Был только один шанс сохранить ему жизнь - заставить сердце биться немедленно. Но без оборудования это вновь не получилось. - РД).
14.45. Вертолет доставляет Сенну в клинику "Маджоре". Там врачам вскоре удается запустить сердце пилота. Но результаты томографии мозга показывают, что он уже мертв.

14:50. Гонка возобновляется.
В 16:10 ее уверенно выигрывает Михаэль Шумахер. (Этой подиумной фотографии ему никогда не простят. Она всегда приводится в качестве «последнего аргумента». Правда, на ней скромненько отрезан Мика Хаккинен - стоящий слева и, естественно, тоже улыбающийся. Хотя почему, собственно, молодые люди не могут радоваться своему успеху? Тем более что о смерти Айртона в тот момент знали лишь врачи. Официально объявили об этом, если не ошибаюсь, через двое суток… А вообще, подиум был, конечно, красноречив: Шумахер, Хаккинен и Ларини (пилот Феррари). Прямо-таки олицетворение новой эпохи. – РД).
ПЕРЕД гонкой Сенна говорил, что не хотел бы сегодня стартовать. Не из-за каких-либо предчувствий или опасений за свою жизнь - нет. Просто он считал, что проводить гонку после гибели Ратценбергера с моральной точки зрения неправильно. Но не выйти на старт он не мог. Во-первых, вряд ли руководство команды позволило бы это сделать. А во-вторых, он находился под давлением побед Шумахера и ему необходимо было доказать и самому себе, и окружающим, что он может победить в любых условиях. И, как позже выяснится, эту свою возможную победу Сенна хотел посвятить погибшему Роланду - в кокпите его разбитого "Вильямса" был найден свернутый австрийский флаг.
2. ТЕМНОЕ ДЕЛО
ВЕРСИЙ по поводу причины трагедии, произошедшей 1 мая 1994 года, было высказано невероятное множество. Основными считаются следующие: неисправность рулевого управления, медленный прокол одной из передних шин в результате наезда на оставшийся на трассе обломок, падение давления в шинах и, разумеется, ошибка пилота.
Наиболее правдоподобной, однако, представляется первая версия.
К тому же, именно она была установлена независимой экспертизой и признана итальянским судом, рассматривавшим дело о гибели Сенны. По этому делу, в качестве обвиняемых в непредумышленном убийстве (аналогом этого преступления в уголовном законодательстве РФ является причинение смерти по неосторожности) проходили шесть человек: Фрэнк ВИЛЬЯМС (хозяин команды "Вильямс"), Патрик ХЕД (совладелец команды и ее технический директор), Эдриан НЬЮИ (главный конструктор команды), Роланд БРЮЙНСРАД (директор гонки), Федерико БЕНДИНЕЛЛИ (директор автодрома) и Джорджо ПОДЖИ (совладелец автодрома). Расследование дела, его рассмотрение и рассмотрение апелляции прокурора длилось более пяти лет. Судом были установлены следующие факты:
- трагедия произошла из-за того, что сломалась рулевая колонка;
- рулевая колонка сломалась из-за того, что была "модернизирована";
- ни трасса, ни какой-либо ее дефект не явились причиной трагедии.
В соответствии с третьим фактом, обвинения, за отсутствием состава преступления, были сняты с Роланда Брюйнсрада (а в его лице и с ФИА), а также с владельцев автодрома.
С Фрэнка Вильямса обвинение было снято из-за того, что он не был лицом, ответственным за техническую сторону работы команды.
Соответственно, единственными обвиняемыми оставались Патрик Хед и Эдриан Ньюи, которые как раз и отвечали за техническую составляющую. Но и они были оправданы. Во-первых, несмотря на то, что "модернизация" не была обычной рутиной процедурой, ни Патрику Хеду, ни Эдриану Ньюи не было необходимости лично в ней участвовать. "Модернизация" была проведена высококвалифицированным техническим персоналом команды, которому и Хед, и Ньюи вполне имели право поручить эту операцию. Во-вторых, даже если Хед и Ньюи были ответственны за принятое решение о "модернизации" рулевой колонки, это еще не значило, что они были ответственны за то, что колонка сломалась. Они приняли решение, как было сказано, "настолько внимательно, насколько должны были, и никто из них не проявил при этом небрежности".

Перед началом сезона и после первых двух проигранных гонок Айртон Сенна жаловался руководству не только на плохую управляемость "Вильямса", лишенного, по новым правилам, "электронных помощников", но и на то, что в кокпите его ногам не хватает места. В частности ему мешал механизм рулевого управления. В "Вильямсе" нашли дешевое и сердитое решение этой проблемы. Было решено уменьшить диаметр проходившей по кокпиту центральной части рулевого механизма с 22-х до 18-ти миллиметров. В итоге именно на месте крепления этой узкой части и произошел слом. Кстати, во время суда представители команды утверждали, что рулевая колонка, сломалась не до, а после аварии, то есть, В РЕЗУЛЬТАТЕ удара об ограждение.
Основной же причиной трагедии, по их мнению, стала ошибка самого Айртона Сенны, который, стремясь оторваться от преследователя, вошел в поворот на слишком большой скорости, а затем, естественно, был вынужден очень резко ее сбросить, из-за чего машина потеряла значительную часть прижимной силы, стала неуправляемой и полетела прямиком в стену.
А ТЕПЕРЬ о том, как проходил сам судебный процесс.
Чем он, в первую очередь, запомнился, так это огромным давлением, которое оказывалось на судью Антонио Костанцо и со стороны ФИА, и со стороны чиновников итальянского автоклуба и даже… со стороны руководства команды "Бенеттон", угрожавшего, что в случае осуждения обвиняемых, их команда не будет принимать участия в гонках на территории Италии.
Да и многие другие тоже не особо помогали суду в установлении фактов. Например, Деймон Хилл (в ту пору - второй пилот "Вильямса"), вызванный в суд для дачи показаний, проявил себя большим знатоком ситуации. Он упорно убеждал судей и общественность в том, что причиной аварии является не какая-либо техническая неисправность самого болида, а падение давления в шинах. Причиной этого, в свою очередь, он называл пять кругов, проведенных болидами за машиной безопасности, в результате чего резина остыла сильнее обычного. При этом обстоятельств самой аварии Хилл припомнить так и не смог, что, в общем-то, неудивительно, ибо непосредственным ее свидетелем он не был. Правда, имелся и "непосредственный свидетель". Был человек, видевший катастрофу. Можно сказать, единственный, видевший ее собственными глазами от самого начала до самого конца. По той простой причине, что в ту минуту он находился к Сенне ближе всех. Но Михаэль Шумахер отказался от участия в процессе, заявив, что "к сожалению, ничем не может быть полезен суду, поскольку в момент аварии был занят пилотированием собственного болида и ничего вокруг не замечал". (Он врал. Единственная запись того самого «момента аварии», многократно показанная телевидением в процессе вынужденной паузы в трансляции, сделана камерами именно его машины. А поскольку камеры тогда были расположены немного иначе, чем сейчас, то они захватывали и отражение самого пилота в боковом зеркале. И на замедленном повторе очень даже хорошо видно, как Шумахер поворачивает голову, провожая взглядом срывающийся с трассы «Вильямс». - РД).
20 АПРЕЛЯ 2004 ГОДА, в канун десятилетней годовщины событий в Имоле, итальянская прокуратура объявила, что возобновляет расследование по делу Сенны. Что же касается смерти Ратценбергера, то никакого уголовного дела по этому поводу не возбуждалось вообще и обстоятельства его гибели на сегодняшний день практически забыты.
2004 год.
..............................................................................................................
Как уже сказано, с одной стороны - материал весьма конкретный, с другой стороны - столь же неоднозначный. Особенно в том, что касается выводов, сделанных в результате расследования и с которыми явно согласен автор.
СОБСТВЕННО, ВОПРОСЫ1. «Трагедия произошла из-за того, что сломалась рулевая колонка».
Допустим, причиной аварии действительно стала рулевая колонка. Руководство «Вильямса», правда, это отрицало, но и неудивительно. Даже гениальному Ньюи не в кайф признаться, что он отправил на тот свет трехкратного чемпиона мира. (Кстати, руководители команд, наперебой перехватывающие друг у друга сего господина, как-то забывают об этом. Рискуют, однако.) Хотя колонка и впрямь могла сломаться ПОСЛЕ, а не ДО. Разве это можно абсолютно точно установить? Но, повторяю: допустим, - установлено.
2. «Рулевая колонка сломалась из-за того, что была модернизирована».
Более чем нелепое утверждение. Любой адвокат не оставит от него камня на камне. Что значит: «сломалась потому, что была модернизирована»? Иными словами: «если б не была модернизирована - не сломалась бы»? Но это, простите, - домысел, а не факт, потому что неизвестно, что было бы, если бы колонка была стандартного диаметра. А вдруг сломалась бы все равно? Кто это может теперь знать? Домысел, друзья мои. Домыслы судом не принимаются. И потом, почему поломку должно было вызвать именно уменьшение диаметра? А если заводской брак? Некачественный материал? И кстати, версия преднамеренного убийства, насколько мне известно, не рассматривалась на процессе даже гипотетически.
А если все же нарушение конструктивных параметров было столь радикальным, что просто не могло не привести к аварии, то возникает закономерный вопрос: почему Сенна сел в такую машину? Почему он отправился в гонку, зная, что, скорее всего, не доедет до финиша? Можно быть фанатом своего дела, но нельзя же быть самоубийцей! Желая победить во что бы то ни стало, Айртон не мог не понимать, что, разбившись, он победы не добьется… Или, может быть, он НЕ ЗНАЛ о проведенных изменениях? Предположим, команда не поставила его в известность (это, кстати, весьма характеризует и команду, и пилота, к которому в команде так относятся). Но почему он не проверил машину сам? Тот же Шумахер (при всем его доверии к механикам) перед гонкой каждую заклепку на своем болиде не только лично ощупывал, но, кажется, даже обнюхивал…
3. «Ни трасса, ни какой-либо ее дефект не явились причиной трагедии».
А как же отсутствие на ней нормальной системы безопасности? Аварию бы она не предотвратила, но предотвратила бы летальный исход. Однако виноватых в неподготовленности автодрома к гонке тоже сочли нужным не найти. Почему? Только потому, что Бриаторе пальцы загнул? А у него-то какой был во всем этом интерес?
Короче, воистину - дело ясное, что дело темное. И вряд ли на эти вопросы мы когда-нибудь узнаем ответы. Расследование, видишь ли, возобновили… через десять лет. Но вот уже и двадцать лет прошло - и что? Что можно обнаружить спустя столько времени, когда даже вещественные доказательства (болид вместе со злосчастной колонкой) уже давно уничтожены? Когда перестроена трасса? Бессмыслица.
Большое спасибо за пост!
Кстати, кажется, нашла исходник статьи. Она была опубликована в 2004 году на tbfoc.narod.ru/, а при ее подготовке использовались материалы газеты Corriere Della Sera и сайтов Williams archive и Motorsports.com.