
13 АВГУСТА, при строительстве Керченского моста, на дне одноименного пролива гидрологами был обнаружен штурмовик Ил-2 времен Великой Отечественной. Пролежавший под водой более 70 лет корпус самолета был практически цел (за исключением плексигласового колпака и деревянной хвостовой части, скорее всего, сгоревшей при падении). Сохранилось и одно крыло с выпущенным шасси и частью боекомплекта. Более того, в кабине, под слоем иловых отложений, находились останки пилота... Решение поднять самолет было принято сразу. 17 августа его уже доставили в Геленджик, где немедленно начались работы по расчистке, извлечению останков и идентификации.
Казалось бы, как можно что-то узнать о самолете - одном из десятков, погибших в боях за Керченский плацдарм? Оказалось - можно. Расчищенный номер на моторе читался четко, а дальше в дело вступили бешеный энтузиазм и военные архивы.

Поисковики совершили почти невероятное: 21 августа, спустя всего 4 дня после подъема, все данные были установлены!
Читать дальшеИл-2 № 7826 с мотором АМ-38Ф № 25301 выпущен на заводе № 1 в Куйбышеве 19 июля 1943 года.
Входил в состав 2 эскадрильи 8 гвардейского полка 11 штурмовой авиадивизии ВВС Черноморского флота.
Не вернулся с боевого задания 1 ноября 1943 года.
Пилот - гвардии младший лейтенант Александр Ударов (1918 г.р.).
Стрелок-радист - младший сержант Петр Калинкин (1924 г.р.).



Орден Боевого Красного Знамени и гвардейский значок были найдены в останках летчика.

В процессе очистки эмаль на ордене сохранить не удалось - она полностью растворилась. Да и сам он пострадал очень сильно, причем, как считают поисковики, не от морской воды (она на это просто не способна). Предположительно, после падения самолета тело пилота в месте крепления ордена соприкасалось с аккумулятором или замкнувшей электроцепью. Электричество и разъело металл.
Однако цифры 50071, хоть и плохо, но все же читаются и сомнений не оставляют - это номер ордена Александра Ударова.
От Петра Калинкина, увы, не осталось ничего. И, к слову, в кабине не нашлось никаких признаков парашюта или парашютной системы. По словам поисковиков, они и раньше слышали, что некоторые летчики не брали с собой парашюты, отрицая таким образом любую возможность попадания в плен, но на практике столкнуться с подобным довелось впервые.
Что представляет собой найденный самолет?***
ШТУРМОВИК Ил-2, он же "летающий танк", "горбатый", "мясник", "железный Густав", "черная смерть" - самый массовый боевой самолет в истории (выпущено более 36 тысяч штук). Создан в ОКБ-240 под руководством С.В.Ильюшина. Серийное производство начато в феврале 1941 года. Принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной.

Имел двухместную и одноместную модификации. Бронированный несущий корпус. Хвостовая часть - деревянная. 2 пушки в консолях крыла, 2 крыльевых пулемета ШКАС, пулемет УБТ, 4 реактивных снаряда, комплект авиабомб общим весом до 600 кг, флешетты (дротики). Мог совершать посадку без выпуска шасси.
О качестве применявшихся материалов можно судить по снимкам. На самолете, упавшем в Черное море 72 года назад, броня и резина после частичной расчистки выглядят как новые.


Основные достоинства самолета - живучесть, эффективность, огневая мощь, возможность вести бой на малых высотах, широкий профиль деятельности (уничтожение бронетехники, самолетов, кораблей, артиллерии и живой силы противника). Основные недостатки - слабая маневренность и незащищенность хвостовой части. Последняя, прикрываемая только пулеметом УБТ, чаще всего и страдала. Когда боезапас этого пулемета заканчивался, штурмовик становился беззащитным от атаки с тыла. Поэтому на вылеты Ил-2 отправлялись, как правило, в сопровождении истребителей. Но в бою это спасало далеко не всегда.
При каких обстоятельствах был сбит?***
В КНИГЕ В.И.Перова и О.В.Растренина "Штурмовик Ил-2" события ноября 1943 года описаны так: "В период с 1 по 2 ноября штурмовики Ил-2 сводной морской авиагруппы непрерывными бомбоштурмовыми ударами в составе по 8-10 самолетов в группе уничтожали огневые точки и технику противника на плацдарме, обеспечивая огневой подержкой десантников, позиции которых противник в течение этих двух дней атаковал 37 раз, в том числе с применением танков. Только благодаря напряженной работе штурмовиков морской авиагруппы все контратаки противника были отбиты с большими для него потерями.
Так, экипажи 11-й ШАД, выполнив в течение 1 и 2 ноября 263 боевых самолето-вылетов, доложили об уничтожении 8 танков, 33 автомашин и 4 минометных батарей. Кроме того, штурмовики подавили огонь 4 артбатарей, одной батареи ЗА и 4 батарей МЗА и подбили одну БДБ. В воздушных боях над полем боя сбиты 2 "мессера". Свои потери составили 4 Ил-2 и 2 истребителя".
Собственно, один из 4-х упомянутых Илов и есть машина Ударова.
Характерная форма пробоин и их расположение однозначно свидетельствуют, что штурмовик сражался с Ме-109 - одним или парой. Сохранившийся УБТ предсказуемо пуст - обороняясь, Петр Калинкин выжал все, до последнего патрона. После чего немецкий истребитель спокойно "зашел в хвост", облил пулеметным огнем и, вероятно, расстрелял обоих летчиков еще в воздухе.
Кто сбил?***
УЗНАТЬ, кто именно сбил самолет Ударова, как ни странно, не так уж трудно.
По имеющимся документам в этот день 5 пилотов 52-й истребительной эскадры люфтваффе подали 7 заявок на победы над Ил-2 над Керченским проливом. Особенно отличились хорватские летчики:
Ofw. Rudolf Trenkel - 2./JG 52 - Il-2 m.H. 66 731: at 250 m. 10.15
Oblt. Paul-Heinrich Dähne - 2. /JG 52 - Il-2 m.H. 66 731: at 200 m. 10.18
Oblt. Mato Dukovac - 15.(Kroat)/JG 52 - Il-2 m.H. 66 593: at 300 m. 05.30
Fw. Eduard Martinko - 15.(Kroat)/JG 52 - Il-2 m.H. 66 731: at 2.000 m. 10.50
Fw. Eduard Martinko - 15.(Kroat)/JG 52 - Il-2 66 531: at 1.500 m. 13.43
Oblt. Mato Dukovac - 15.(Kroat)/JG 52 - Il-2 m.H. 66 733: at 200 m. 14.50
Uffz. Zdenko Avdic - 15.(Kroat) /JG 52 - Il-2 m.H. 66 733: at 300 m. 14.55
Однако, как пишет один из участников форума "Территория поиска", после сопоставления этих данных с данными по нашим потерям немцы вместе с хорватами предстали "еще теми сказочниками. 1 ноября 1943 года ни флотская авиация, ни авиации 4 ВА не потеряли больше ни одного штурмовика кроме экипажа Ударова. Было много потерь 2 и 4 ноября, но не 1-го".
Круто, да? Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что "сказочниками" в равной степени могут быть обе стороны. Наши вполне могли преуменьшать в отчетах реальные потери, так же как "люфты" приписывать себе лишнее.
В результате дальнейших розысков личности пилотов "мессеров" (их таки было два) были установлены окончательно.
Самолет Ударова-Калинкина сбили в паре Рудольф Тренкель и Пауль-Генрих Дене.
Согласно представленным рапортам, 01.11.1943 г. в 10:15 и 10:18 по берлинскому времени (12:15 и 12:18 соответственно по московскому времени) в квадрате 66731 по системе координат люфтваффе, на высоте 200 метров Тренкель и Дене заявили о сбитых ими советских штурмовиках Ил-2. Однако речь идет об одном и том же самолете.

...А Рудольф Тренкель был красивый парень.
Как шли поисковые работы?***
ХРОНИКА событий на форуме сайта "Территория поиска":
iskatelklada.tuapse.ru/forum/krylya-vojny-samol...
Что дальше?***
ТЕПЕРЬ осталось, пожалуй, самое важное - постараться отыскать родных. Самое важное и, к сожалению, самое сложное. Своими семьями оба летчика обзавестись вряд ли успели (господи, одному 25, другому 19!), родители давно умерли. Если только имелись братья-сестры... и то не факт. Петра Калинкина мать, похоже, растила в одиночку. Александр Ударов был либо усыновленным, либо воспитывался отчимом (отцом Александра Петровича Ударова указан Андрей Михаилович Кулаков), а хуже всего, что родом пилот из Чечено-Ингушетии. После событий 90-х найти там нужные документы и тем более отдельных лиц представляется крайне проблематичным.
Тем не менее, поисковики не теряют надежды. Рунет пестрит перепостами с информацией и просьбой помочь в поисках. И кажется, что для истинно увлеченных своим делом людей нет ничего невозможного.
Кстати, формируется инициативная группа, поставившая себе задачу организовать установку памятника штурмовику Ил-2 у строящегося моста через Керченский пролив, а также добиться присвоения мосту имен Ударова-Калинкина.
АPD: Один родственник Петра Калинкина - внук его двоюродного брата - уже откликнулся.
АPD 2: А Ударов, видимо, все же был женат. 29 сентября нашлась его внучка - проживающая в Тбилиси Нино Кучухидзе (46 лет).
АPD 3: 17 октября, после тщательных и долгих поисков, сотрудники Центрального военно-морского архива наконец-то обнаружили фото Александра Ударова:

И тоже ведь - просто хоть в кино снимай.
Смотришь вот так и ощущаешь особенно остро: что же это делалось, господи... зачем?
@темы:
история,
память,
фото,
познавательное