Время очередных "водолейских дней". И очередного юбилея.
ВТОРОЙ МИКРОФОН
Так вышло, что 60 лет назад, с разницей всего в два месяца, на свет появились два человека с очень похожими на первый взгляд судьбами. Оба они родились в Москве, младшими и поздними детьми у немолодых отцов - бывших офицеров. Оба с детства имели одно и то же увлечение, оба получили одинаковую специальность, окончив один и тот же курс одного и того же учебного заведения. У обоих разрушился первый брак, у обоих нет сыновей, только дочери, и есть по одному внуку. Оба высококлассные профессионалы своего дела, оба очень обеспеченные люди, оба работают в одной сфере, а последние 29 лет - в одном коллективе. А еще - они почти полные тезки. Отличие лишь в том, что через два месяца про юбилей одного из них будут трубить абсолютно все российские и многие зарубежные СМИ, а про сегодняшний юбилей другого, кроме коллег и родственников, вспомнят только наиболее упоротые фанаты.
Поздравление не опубликовано даже на официальном сайте, потому что, во-первых, такова принципиальная позиция группы относительно распространения личных данных о солистах, а во-вторых, Михаилу Борисовичу Турецкому, который везде повторяет, что он, мол, в своем коллективе старше всех, безусловно, не в кайф разрушать этот маленький миф. Тем более что Михаил Борисович Кузнецов и сам не против считать себя моложе.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕСегодня я не собираюсь говорить про всем известный шоу-проект, который однажды появился как офигенное ноу-хау, лет 15 кряду был реально крутым и даже через 20 лет еще выдавал отдельные шикарные номера, но к настоящему моменту, увы, превратился в полный отстой. О нем я, если честно, не собираюсь говорить вообще никогда. Только об одном из его голосов. Об одном из тех трех, которые в арт-группе «Хор Турецкого» действительно можно считать уникальными. Не потому что они особо редкие (вопреки пафосным заявлениям руководителя) или особо мощные. А потому, что их звучание настолько индивидуально, что они мгновенно узнаются и легко различимы даже в ансамбле. Их просто невозможно ни с кем перепутать.
Михаил Кузнецов, заслуженный артист России, тенор-альтино - родился 8 февраля 1962 года в Москве; - с 8-летнего возраста пел в детском хоре Государственного Академического Большого Театра; - окончил музыкальную школу, музыкальное училище им.Гнесиных и музыкально-педагогический институт им.Гнесиных (по специальности педагог-дирижер, руководитель академического хора); - по окончании института пел в Московском государственном академическом камерном хоре под управлением Владимира Минина и Мужском хоре журнала «Московская Патриархия»; - с 1993 года и по сей день - в составе коллектива под управлением Михаила Турецкого; - отличается очень нежным, женственным тембром голоса; - создает яркие гротескные образы, часто применяя маски, парики, перья и детали театральных костюмов, - в ансамбле, как правило, занимает место "второго микрофона". ТЫК Впрочем, почти все это можно прочитать в Википедии.
В Википедии, однако, не написано, как вышло, что голос, сам по себе прикладной (а тенор-альтино голос именно прикладной и обычно используется в хоровом пении только как дополнительная краска) стал брендовым? Конечно, известны случаи, когда альтино делали сольную карьеру и даже обретали широкую популярность. Но это почти никогда не был академический вокал, почти никогда не продолжалось долго, и это почти всегда были драматические голоса. Тенор-альтино - голос по своей природе неширокого диапазона, не очень мощный и в редких случаях может похвастаться несколькими выдающимися нотами. И на эстраде это иногда срабатывает. Тот же Градский буквально сбивал с ног слушателей своими умопомрачительными "не самыми высокими". И на их фоне было не заметно, что "самые высокие" у него значительно тусклее, а низких вообще нет. Асадуллин, которого называли уникумом, убил свой голос за какие-то полтора десятилетия. Я слышала его в Питере в начале 90-х - это был ужас. Даже великий Фредди в последние годы пел хуже, чем прежде, и дело не только в болезни. И все это были голоса крепкие, с хорошим металлом. Что уж говорить про шелковый, перламутровый, назквозь лирический альтино Кузнецова, который по всем законам физиологии должен был стереться в пыль ещё в начале 2000-х. Тем более при таких нагрузках и таком варварском к себе отношении. Использовать контр-теноровую технику, которая противопоказана даже обычным тенорам - это гарантированно остаться без связок. Однако Кузнецову уже 60, а его тембр не изменился. К счастью, в последнее время он все чаще поет в природном регистре, но, если не видеть этого человека, то по-прежнему создается ощущение, что слышишь женщину или подростка, не достигшего пубертата. При том, что репертуар у "второго микрофона" всегда был крайне разнообразный...
И вот этого тоже не написано в Википедии... Идеалом мужчины он считает своего отца - лейтенанта Бориса Ивановича Кузнецова, командира эскадрильи тяжелых бомбардировщиков, кавалера двух Орденов Красной звезды и Отечественной войны, которого знает лишь по рассказам матери, так как тот умер от инфаркта, когда Михаилу было всего 5 месяцев. Даже на занятия музыкой его сподвигло то, что об этом всегда мечтал отец. В отличие от большинства своих коллег, он служил в армии. Он имеет Удостоверение «Участника ликвидации последствий Чернобыльской аварии». Он активный участник военно-исторического движения, особенно интересуется историей военной авиации. Он выполнял на спортивном самолете фигуры высшего пилотажа, чтобы «хотя бы приблизительно понять, что испытывали летчики во время воздушного боя». Он всегда принимает участие в праздновании Дня Победы и в шествии «Бессмертного полка». Его внука зовут Борис. Однажды, на волне всеобщей моды, он завел себе Инстаграм. И закрыл его через пару месяцев, потому что чаще всего в комментариях встречались слова «пид…р», «евнух», «не мужик» и тд. В общем-то, и слава богу: меньше Инстаграма - больше времени для творчества. Но лично мне любопытно: хоть кто-то из тех комментаторов, мнящих, надо полагать, себя «настоящими мужиками», имеет какие-нибудь знаки отличия за выполнение государственного долга? Или смог бы решиться на «Петлю Нестерова»? ТЫК
…По слухам, у него тяжелый характер, он весьма непрост в общении, упрям и неуживчив. С другой стороны, имея советское академическое образование, три десятилетия продержаться в коллективе, который за это время минимум пять раз кардинально сменил состав и музыкальную концепцию… Это надо быть не только суперуживчивым, понимающим и гибким, но где-то даже пофигистичным. Глубину Кузнецовского пофигизма можно оценить, видя, например, как легко и непринужденно он стал… украинцем. Случайно или по злому року, но «Хору Турецкого» категорически не везло с украинцами. За 30 лет какого только народа не перебывало среди вокалистов - евреи, русские, белорусы, армяне, казахи и даже марийцы... А вот украинец затесался лишь однажды - да и тот был родом из Белоруссии, да и тот в итоге сбежал. Дело пахло косыми взглядами из-за ближайшей границы и обвинениями в дискриминации. Вот тогда-то на всех концертах Михаила Кузнецова и начали представлять «уроженцем Украины». Почему именно его? Ну, наверное, потому что «надо», потому что «мы же с тобой друзья» и потому что он не спорил.
Что еще? Он терпеть не может классические костюмы. Предпочитает спортивный, байкерский или хипстерский стили: банданы, бейсболки, кожаные куртки, драные джинсы, массивную обувь, футболки с жуткими принтами, всякие подвески и цепочки… При этом шмотки покупает только в дорогих бутиках и регулярно делает маникюр. У него шикарная квартира в Москве и занюханная дача а-ля «советские шесть соток». Собственно, похоже, это они самые и есть, доставшиеся от родителей. Там вишни, слегка покосившийся забор, домик с бумажными обоями, пес породы двортерьер и такая же «породистая» кошка. ТЫК
Его прозвище в коллективе - "Кузя". Но оно исключительно для внутреннего пользования. Публично коллеги его так никогда не называют. Его неохотно берут на официальные интервью. Потому что, если взять, то надо будет давать слово, а если Кузнецову дать слово, то для других времени не останется. Долго, нудно, заковыристо, обо всем сразу и ни о чем по сути - типичная речь типичного Водолея. Он искренне любит свою работу. Любит настолько, что, по собственному признанию, поет даже в дУше. «Главное в нашем деле - самому пропереться». (с)
А по непосредственной специальности - педагог-дирижер - он не работал никогда в жизни.