Как утомляет симулировать нормальность... (с)
Этот текст я публиковала в прошлом году на дайри-бест в комментариях к одному совершенно замечательному посту. Пора разместить и у себя.

ХРОНОВОРОТ

Мне было тринадцать. На летних каникулах родители повезли нас с сестрой в Ленинград. Насыщенную музеями и концертами программу культурного отдыха, разумеется, включало и посещение Петергофа.

Молодой экскурсовод поприветствовал нашу группу, предупредил, чтобы все держались вместе и от маршрута не отклонялись (тут, знаете ли, можно заблудиться, да-да!), и принялся бойко сыпать цифрами, названиями, именами архитекторов, царей и античных богов. Слушать его не особо хотелось, хотелось глазеть по сторонам. Тем более вокруг восторг был полный - фонтаны-шутихи, обилие солнца и золота, роскошные газоны и клумбы, живые изгороди, толпы разноязыких и разноцветных туристов, лотки со вкуснейшим мороженым... Хотелось всюду успеть, посмотреть, потрогать, попробовать.
И вот, гуляя по аллейкам Нижнего парка, я совершенно случайно отбилась от группы и забрела неизвестно куда. Неизвестно где было тихо, безлюдно и мрачновато. А еще был высокий деревянный забор, сколоченный грубо и явно временно - так огораживают строительные площадки. Конечно же, я сунула любопытный нос в щель между досками.
И увидела жуткое. Все тот же петергофский парк, но... словно переживший Армагеддон. Вповалку, корнями кверху, громоздились мертвые сухие деревья. Плиты дорожек выбиты и разбросаны. Из зарослей нестриженых кустов уныло глядел пустой пьедестал. А прямо напротив прилипшей к забору меня в куче стеклянной крошки торчали какие-то ржавые конструкции, в которых с трудом угадывались останки то ли садовой беседки, то ли маленькой оранжереи. Стало страшно и очень тягостно. Я рванула назад.
Группу свою догнала быстро, родители даже не успели заметить отсутствия одной из дочерей. Но дальнейшее путешествие по "Северному Версалю" почему-то больше не радовало. Перед мысленным взором то и дело вставала картина "мерзости запустения", таившейся среди красоты и блеска. И когда экскурсовод прощался с нами на пристани, я улучила момент и поинтересовалась: что же это там, за забором? Парень недовольно скривился - похоже, он не зря просил не уходить с маршрута. А потом буркнул: "Просто отдельные зоны Петергофа еще не восстановлены". "После чего?" - неверяще хлопнула я глазами. "После войны".

Был июль 1985 года. После войны прошло 40 лет. Три моих тогдашних жизни. С точки зрения подростка - чудовищная прорва времени. Но в тот момент я стояла с ней рядом, холодея от понимания, что она закончилась совсем недавно.
Честно говоря, до сих пор иногда испытываю это чувство.

@темы: история, мысли о вечном, давно и неправда, даты

Комментарии
24.05.2014 в 20:57

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Сейчас можно приехать в Гатчинский замок, там есть два зала, которые открыты для посещений и они все еще разрушены со времен войны.
Странно, что я пропустила этот пост раньше.
24.05.2014 в 22:12

Как утомляет симулировать нормальность... (с)
Quiterie, возможно, упомянутые залы и не собираются восстанавливать? Есть ведь распространенная форма музейной экспозиции - рядом с реставрированными частями и новоделами оставлять разрушенные временем оригиналы. На мой взгляд, очень даже правильная форма.
Но в Петергофе это точно было не специально - недаром территория была отгорожена. Кстати, где-то недавно встречала информацию, что восстановительные работы там до сих пор полностью не завершены.
24.05.2014 в 22:22

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Рина Дзене, нет, насколько я помню экскурсовода в прошлом году - восстанавливать собираются, просто денег не хватает.
изображение
Чесменская галерея, какой она должна быть.

www.nortfort.ru/gatchina/img/gt-13.jpg - и вот такая она сейчас .
Туда пускают время от времени - даже специальная экскурсия есть. В Царском селе вот не пускают ) И в Петергофском дворце еще остались один или два зала, которые будут восстанавливать.
24.05.2014 в 22:53

Как утомляет симулировать нормальность... (с)
А я бы вот оставила как есть. Или, еще лучше, половину восстановить, а потом - резкий переход. В конце концов, это же тоже история, да еще какая. И по мозгам бы било здорово. Особенно всяким любителям вербально потрясать оружием.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии