
Ну вот, российская премьера "Двух женщин" наконец состоялась. С момента запуска этого совместного российско-французско-латвийско-британского проекта прошло каких-то четыре года...
Мое мнение о картине сложилось задолго до просмотра. За время, минувшее со дня окончания съемок (которые завершились еще летом 2013-го) до дня выхода на отечественные киноэкраны, ее обсосали буквально со всех сторон. Весь этот нудный промоушен, европейские премьеры, фестивали, выставки, трейлеры, рецензии, бесконечные интервью… В результате я заранее знала, что увижу, не рассчитывая на сюрпризы. Их и не оказалось.
Великолепной работой операторской и арт-дизайнерской группы уже восхитились все, кто мог, и совершенно справедливо. Тем более, в общем-то, это всё, чем способен похвастаться фильм. Визуальный ряд действительно замечательный. Перед глазами словно проходят ожившие шедевры Третьяковской галереи - полотна Венецианова, Сороки, Шишкина, Борисова-Мусатова, Крамского… Не коробит даже чрезмерная "парадность" - незапыленные лапти и сапоги, новенькие рубахи и сарафаны, белые ручки крестьянок, все чистое, блестящее, по-музейному свежепокрашенное. Будем считать, что неприглядные стороны тогдашней российской действительности просто случайно остались за кадром. К тому же, несмотря на нарочитую красивость, элементарный натурализм не приносится ей в жертву - под проливным дождем завитые локоны, как им и положено, размокают, а подолы пышных платьев оказываются вымазанными в траве и глине...
Чрезвычайно радует тщательный, прямо таки скрупулезный подход к подбору костюмов, грима, реквизита (любитель истории во мне плачет от счастья, при виде квадратных пяльцев и веялки). А операторка… ах, операторка! За этот всепроникающий свет в сочетании с шикарными ракурсами Гинтс Берзиньш достоин земных поклонов и поцелуев. Плюс фильм снимался на пленку, а не на "цифру", за счет чего изображение сохранило мягкость линий и естественность цвета.
Одним словом, внешняя сторона вопроса - безукоризненна.
Что же до остального…
читать дальшеРежиссура.
Поправьте меня, если я ошибаюсь, но режиссер, это не тот, кто раздает актерам текст и следит, чтобы они его вовремя произнесли. И не тот, кто объясняет актеру, какую эмоцию должен испытывать персонаж в том или ином эпизоде - качественный литературный материал (а в данном случае мы имеем дело именно с таким) не нуждается в комментариях. Режиссер - это прежде всего тот, кто создает новое произведение. Это творец, имеющий сказать людям что-то свое, еще никем не сказанное. В противном случае незачем снимать по Тургеневу фильм, достаточно Тургенева прочесть. Так вот, здесь режиссер в этом смысле отсутствует. Как факт. Чему я, впрочем, нисколько не удивляюсь. Из актеров хорошие режиссеры получаются крайне редко. А из актрис - почти никогда. Исключения только подтверждают правило.
Атмосфера.
В предшествовавших премьере многочисленных интервью особо напиралось на наличие в "Двух женщинах" исторической атмосферы, подлинного духа эпохи, который постановщикам удалось воспроизвести. Вероятно, под духом эпохи подразумевались те самые максимально реалистичные костюмы и интерьеры. Что ж, всему, что касается визуала, дифирамбы уже спеты. Но. Для атмосферы в целом одной лишь правильной картинки маловато будет. Атмосфера как бы и не глазами улавливается. Атмосферу создают не вещи, а человеческое поведение и человеческие отношения. И вот тут, увы, пора "перейти на личности".
Актерские работы.
Как ни грустно признавать, но кинематограф лишил актерскую профессию многих важных навыков. Например, современные российские актеры начисто разучились говорить. Я не представляю, как некоторые из них умудряются параллельно работать в театре. Ту кашу, которую они выдают за классическую русскую речь, с трудом можно разобрать даже на экране. В "Двух женщинах" в стиле эпохи изъясняются всего два человека: Лариса Малеванная и Вадим Медведев (дублер, озвучивающий Файнса). Первая - как представительница старой школы, а второй - вынужденно, подстраиваясь к медленной и старательной артикуляции англичанина. Юшкевич, правда, тоже стремится выдерживать тему, и весьма неплохо, но как только подпускает "эмоционального градуса" - всё. Нынче так заведено: ежели герой волнуется, он непременно должен тараторить. Будто сила эмоций зависит от скорости речи. Вот все и квохчут, как заполошные куры. (Балуев - это какой-то особенный ужас. Ловила себя на желании видеть Ислаева немым.) Ладно еще, когда действие происходит в наши дни. Бешеный ритм приучил нас жить на взводе, общаться нервно, угадывая мысль собеседника по полувсхлипу. Но XIX век - помилуйте! Они же дворяне, пусть и сельские. Их с детства учили в любых обстоятельствах держать себя в руках, с достоинством, не суетиться, не демонстрировать чувств, что бы ни творилось в душе. И го-во-рить. А не болтать, не бормотать и не трындеть.
Самое обидное, что актеры-то хорошие! И образы почти у всех вышли живые и убедительные. Только ни разу не тургеневские, а вполне себе сегодняшние. Такие, знаете ли, добротные современные граждане с соседней улицы, неизвестно зачем напялившие старинные костюмы. Воистину тургеневским из центральных персонажей, как это ни смешно, получился лишь Ракитин. Потому что - см. выше про отличительные черты дворянина. С другой стороны, лучше бы он таким не получался, ибо выглядит в итоге среди остальной компании как ландыш на блюде и совершенно выпадает из ансамбля.
Разочарована ли я увиденным?
Нет. Поскольку, как сказано в самом начале, ничего иного не ожидала. Может быть, даже ожидала чего-нибудь худшего. Например, скуки. Однако заскучать на полуторачасовом фильме с красивым видеорядом довольно трудно. Просто не успеешь. Катарсиса тут, конечно, не переживешь, ничего нового для ума и сердца не вынесешь, но некое физическое отдохновение и усладу для глаз определенно получишь.
ТоррентыHD Video 1920x1080, 3.73 GB, формат MKV (Правда, данный формат могут воспроизводить не все плееры, но Медиа Плеер Классик, Тотал Видео и VLC точно берут. Имхо, если уж смотреть это кино, то только в хорошем качестве. Картинка решает.)
720x416, 1.45 GB, формат AVI
Ну, а чё? Мадам замужем за крупным бизнесменом, может себе позволить развлекаться, как хочет. ))) И забыть себя не дает, опять же. Вон, в этот раз аж четыре года всем мозги парила, достала по самые гланды... А снимала-то всего месяц.
Да и этот вполне ничего. Реально очень красивый. Хоть и пустой.
Спасибо большое за отзыв - вот захотелось даже на большом экране, где воздух так хорошо виден, посмотреть.
Именно.
Астраханцева всё кокетничает: ах, мол, как мне нравятся эти старинные длинные платья, я в них себя так комфортно ощущаю, я даже в повседневной жизни коротких юбок не ношу... А сама в фильме бегает, кринолин чуть не до колена задравши. Я понимаю - неудобно, непривычно, можно наступить, запутаться. Так, на минуточку, барыни и НЕ БЕГАЛИ.
Рина Дзене, Забавно) Вот знаешь, иду на работу, спешу, почти бегу, а меня народ обгоняет покуривая,
в разговорах прибывая. Просто меня бабушка воспитывала, а она, хоть и была 1920 года рождения, помнила о дворянском происхождении. Вот странно, я знала, что мама родилась, когда бабушка поехала в эвакуацию и застряла на Кубани. Знала, что немцы хотели заставить бабушку аборт сделать, но станичники помогли, сказав, что срок большой, знала, что благодаря тем же станичникам бабушка избежала гестапо, так как сказали, что дед простой солдат, а не командир. Но на все анкетные вопросы: был ли кто на оккупированных территориях, отвечала с чистой совестью - нет. Как-то рассказали мне про это и забыли. А вот о том, что говорить нельзя, но помнить нужно о том, что у нас дворянские корни, напоминали всегда. Время накладывает отпечаток: и говорю я уже на сленге в основном, и делаю многое из того, о чем говорили, что в нашей семье ЭТО не принято, а вот ходить быстро так и не научилась))) Вот маму в современных костюмных драмах раздражает речь - говорит, что слушаешь их и ощущаешь себя на партийном собрании.
Даже жаль, что завтра собрались на Ночь в музее(
sspena, у меня ощущение не партсобрания, а просто... "уличности" какой-то. Плебейства. Я повторяю, понятно, что неоткуда взяться. Только откуда это брали, скажем, в 50-60-е? Даже в начале 70-х? Тогдашние актеры тоже были не дворянского происхождения. Однако когда Элина Быстрицкая играла в "Тихом Доне" - она была селянкой. А когда играла в "Дачниках" - была Дамой. Именно так, с большой буквы. Положим, у того поколения были учителя, еще помнившие, "как надо", и даже имевшие личный опыт. Но почему ученики не передали свои умения следующим поколениям? Почему та же Малеванная еще может, а Балуев - уже нет? При том, что по уровню таланта он ей не уступает ни разу.
Ха, а рецензию мою на КиноПоиске, между тем, упорно не публикуют. )))
Вера Витальевна проплатила им, что ли, за положительные отзывы?
Малеванная хорошо постарше Балуева будет... Застала еще стариков-то. Вот, знакомый рассказывал, что у Розовского в театре консультант был, который еще с Мейерхольдом работал. Вот такие вот старики культуру в театр и несли.
Ха, а рецензию мою на КиноПоиске, между тем, упорно не публикуют. ))) Вера Витальевна проплатила им, что ли, за положительные отзывы?
Я вот на все маркеты отзыв на поганый фотик тоже пыталась повесить - везде премодерация не пропускает. Тишь, да гладь...
sspena, нет, почему те, кто учились у "стариков", не могли впоследствии сами научить? Уже собственных студентов? Вот я о чем.
Да и как - "не могли"? Этому учат. Речи, пластике, манерам, истории этикета - учат. Усиленно, все пять курсов театрального вуза. И что же в итоге на экранах творится?
И еще. Самому актеру себя контролировать трудно, но Глаголева неужели не слышала/не улавливала моментов, когда, допустим, Астраханцева начинала скатываться на "бабский базар"? Ты, блин, режиссер, ты нафига там сидишь? Или она как к Файнсу приклеилась, так вообще больше ничего вокруг не замечала?
*хихикая* я бы, наверное, именно в таком состоянии рядом с ним и прибывала бы)))
Вот раньше очень любила ходить в Учебный театр. Как различаются курсы мастеров! День ведь, и ночь. Вот у Куницына курс был, где Буряк, Погудин, Дятлов. Им прививали культуру сцены. Спектакли были классические. Если концертный вариант, то романсовый. Многие студенты участвовали в конкурсе чтецов имени Яхонтова.
А другие курсы посмотришь - сцен движение и речь вчерашние выпускники ведут. Откуда же культуре сцены взяться...
Но ведь этих выпускников тоже кто-то учил...
Я не знаю. Педагогами моего мастера были Григорий Конский и Ольга Андровская, актеры последней труппы Станиславского. Взятое от них, он передал нам. Я, в свою очередь, передавала своим ученикам. Все мы - наследники Константина Сергеевича по прямой. Куда это может деться?
А когда слышишь балуевское (заметь, это русский помещик, который не параличен, не пьян и не обкурился): "Подожи, пжи... я не могу видеть тя в таком пложении... позволь задать впссс..." - создается впечатление, что человека СОВСЕМ ничему не учили.