Поскольку на сей раз я непривычно рано вернулась с исторической родины, то в кои веки успела попасть на "Зов Пармы" - а то в последние годы все пропускала и пропускала. Не сказать что это такое уж сногсшибательное мероприятие, но иногда даже у меня возникает желание затусить в большой толпе...
Хотя и толпа-то в этом году собралась не слишком большая. Похоже, народ забоялся мокрой погоды, и вместо привычных уже 20-30 тысяч, на камгортской поляне за все три фестивальных дня вряд ли наскреблось полтора десятка кило-человек. Но не приехавшие в итоге сами себя обманули, потому что кто-кто, но местные шаманы недаром едят свой хлеб с маслом: весь уик-энд по области шли дожди, а над Камгортом сиял голубой небосвод. ))) В субботу вечером сбрызнуло на десять минут, прибило пыль - и снова красота. При этом убойной жары, как в прошлые сезоны (когда пот градом и некуда спрятаться от проклятого солнца, кроме как в душную палатку), тоже не было. 17-20 градусов с мягким ветерочком. Практически идеальные условия. Впрочем, с ночевкой я все равно решила не оставаться - просто поотиралась среди народа, глянула, не найдется ли в лавках мастеров-умельцев чего-нибудь восхитительного, что западет в душу, да не сподобились ли господа организаторы за время моего отсутствия на что-нибудь новенькое...
Умельцы меня разочаровали. Если на первых фестивалях в торговых рядах можно было увидеть действительно шикарные дизайнерские вещи - если даже и не купить (ибо цены на шедевры соответствующие), так хоть полюбоваться - то сейчас все как-то дружно перешли на ширпотреб. Теперь любому по карману купить практически что угодно, но уже не хочется.. Программа тоже не поразила новизной. Из того, чего не видела прежде лично я, появились только тематические музейные павильоны и конкурс реконструкции исторического костюма. Остальное - по давно отработанной схеме: боевые турниры клубов исторической реконструкции, мастер-классы на любой вкус (от изготовления простейших кукол и вышивок, до техники татуажа, кузнечного и гончарного дела), уличные театры, различные квесты, стрельбы из всего, что способно стрелять, рубка всем, что способно рубить, детские забавы, конные катания, конкурсы кулинаров и палаточных городков, ну и, разумеется, концерты специально приглашенных коллективов с непременным файер-шоу в финале... Нет, никто не спорит: вопроса "чем себя занять?" у человека, прибывшего на фестиваль, не возникнет. Скорее возникнут вопросы "как бы все успеть?" и "как бы всюду попасть?" Потому что, например, на занятия стрельбой из лука и на уроки ирландских танцев стояли очереди, а мастер, изготавливавший индивидуальные обереги, и вовсе принимал в день лишь строго определенное количество клиентов. Кстати, этот колоритный дяденька колдунского вида, почему-то напоминающий мне Аберфорта Дамблдора, для конспирации обрядившегося русским ремесленником, приезжает на "Зов Пармы" каждый год. Разного рода организационные накладки и неизбежное зло любой массовки в виде некоторого количества граждан, зачем-то едущих за тридевять земель, чтобы просто побухать (как будто этого нельзя сделать на лавочке у своего дома) - мелочи, не стоящие упоминания. По крайней мере, меня подобные вещи не напрягают. Мне не хватило именно креатива.
КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ FLOS FLORUM играет средневековую музыку. Причем по-разному, в зависимости от ситуации. На исторических фестивалях - это аутентичный ансамбль, достоверно передающий дух заданной эпохи. На уличных праздниках - банда бродячих менестрелей. На рок-сценах - соответственно, рок-группа, работающая в стиле "средневековый индастриал". А в концертных залах филармоний - профессиональный коллектив, предлагающий взыскательной публике импровизаций на темы средневековых мелодий.
*** В самом первом фестивале (он даже назывался еще не "Зов Пармы", а "Сердце Пармы" - в честь книги небезызвестного товарища по фамилии Иванов, который внезапно начал гнуть пальцы на предмет авторских прав, после чего его вежливо послали... на все четыре стороны вместе с названием), так вот, тогда, если мне не изменяет память, в нем приняли участие три клуба исторической реконструкции. В этом году - около двадцати.
*** АРГИШТИ - виртуоз народного духового инструмента под названием армянский дудук. В его репертуаре и этническая музыка, и мировая классика, и мелодии советских композиторов. Кстати, звук у дудука совершенно завораживающий...
*** Трио VAREVO обрело свое название непосредственно на фестивале. А еще неделю назад, до приезда на камгортскую поляну они назывались просто "Котова-Игнатов-Бурмистров", будучи относительно новым проектом трех москвичей, известных каждому, кто увлекается этнической музыкой и фолком. Варвара Котова - солистка ансамбля древнерусской духовной музыки "Сирин", руководитель ансамбля "Узорика" и фольклорной студии "Горожане". Дмитрий Игнатов - мультиинструменталист, композитор, работал со множеством коллективов различных направлений, от старинной музыки и фольклора разных стран до современного джаза и электроники. Игорь Бурмистров - один из основателей московского кельтского движения, лидер группы "Мервент", участник европейских фолк-проектов, скрипач и аккордеонист, большой знаток традиционной французской музыки.
...Совсем не ожидала встретить в наших палестинах Варвару (вот уж воистину, неисповедимы пути господни). Более того - мне внезапно понравилось ее новое творчество. Я не поклонница аутентичного фольклора, я предпочитаю синтетические формы. Поэтому то, что Варя делает в "Сирин" меня никогда особо не впечатляло. Этот тооооненький ангельский голосок, тянущий что-то монотонно-унылое... А тут оно вдруг как заблажило - по-бабьи, дурью, не видя берегов! Да под вкусное электронное сопровождение! Ах ты ж, думаю, Андрей Николаич, зачем такой голос надо было прятать? Жаль, не удалось нормально пообщаться на месте, ребята уезжали сразу после выступления, самолет не задержишь... С Варварой немного переговорили и обменялись впечатлениями на следующий день уже через вконтакт.
***
*** THE RACOONS - folk-rock-бэнд из Нижнего Новгорода, ищущий вдохновения в музыке кельтских окраин Европы
***
*** Квинтет THEODOR BASTARD отсылают слушателя как к восточной музыкальной традиции, так и балканскому и русскому фолку, используя многочисленные электронные устройства и столь же многочисленную этническую перкуссию. А голос солистки Яны Вевы называют "голосом печальной Ундины".
*** Пони... и кони. Я так пялилась на шикарного спортивного скакуна, что даже забыла спросить, откуда привезли это чудо. Впрочем, подозреваю, что с Пермского ипподрома. Вряд ли потащили бы из еще большей дали.
*** Идейная основа текстов группы АБВИОТУРА базируется на русском фольклоре. Музыкальная же стилистика прошла путь от гитарного рока с элементами фолка до этно-кора.
*** Павильон Чердынского музея. Здесь наливали. Как можно догадаться - чай. Нам с Майей Викториновной, как самым блатным, досталось по полному стакану...
*** Музыка группы НАМГАР уходит корнями в древнее наследие кочевников Южной Сибири, Бурятии и Монголии, это старинные степные протяжные песни, задорные плясовые композиции и песни-сказания.
***
ВИДЕОПрошлогоднее, поскольку свежей качественной нарезки еще нет, но это не важно, почти все то же самое. )))
*Афиши музыкальных коллективов - из официальной группы фестиваля вконтактеvk.com/zov_parmy